Авторизация все шаблоны для dle на сайте newtemplates.ru скачать
 

Полуостров Святой Нос

  • Полуостров Святой Нос
  • Полуостров Святой Нос
  • Полуостров Святой Нос
  • Полуостров Святой Нос
  • Полуостров Святой Нос
  • Полуостров Святой Нос
  • Полуостров Святой Нос
  • Полуостров Святой Нос

По одной из версий, название Святой Нос дали полуострову казаки-первопоселенцы, и слово «нос» означает просто «мыс». По другой версии, это искаженный перевод исконного бурятского именования Хилмэн-Хушун, то есть «нос (голова) осетра». И действительно, на снимке из космоса силуэт Святого Носа напоминает голову этой рыбы. Только вот кто из древних бурят успел взлететь так высоко, чтобы увидеть?

Святой Нос – крупнейший полуостров Байкала, расположенный в его восточной части на территории Бурятии. Святой Нос разделяет Чивыркуйский и Баргузинский заливы, рядом с ним множество островов, в том числе, знаменитые Ушканьи острова с лежбищами нерп. Все эти земли входят в состав Забайкальского национального парка.

Для бурятских и эвенкийских шаманистов Святой Нос ещё век назад был святыней. Его леса считались сакральными, в них совершали обряды и хоронили шаманов. Коренные народы верили, что полуостров населяют духи леса, огня и гор – эжины. На священной земле запрещалось не только рубить дрова и косить траву, но даже просто приходить сюда в неположенное время. Так что закрытый режим национального парка имеет давнюю традицию.

Длина полуострова – 53 километра, ширина – до 20 километров. Наивысшая точка (1877 м) – гора Маркова. Её регулярно штурмуют не только туристы, но и местные жители во время традиционных ежегодных марафонов, на которые съезжаются даже из других районов Бурятии.

Чтобы насладиться окрестными видами, на вершину лезть не обязательно, достаточно подняться на уровень горного плато – туда, где начинается тундра. С плато открывается великолепная панорама: водная гладь Байкала, россыпь островов и два залива, Баргузинский и Чивыркуйский. Это один из лучших видов на Байкал.

Географически, полуостров Святой Нос является отрогом Баргузинского хребта, с соответствующим рельефом: горы, холмы, крутые склоны, безлесые скалы-останцы, множество речек (самая крупная – Крестовская), горячие источники (самый популярный – Змеиный в бухте Змеевая, менее известен Орловский на северо-западе полуострова). Густые леса, в которых водится множество всякого зверья, от ондатры до медведя.

На Святом Носу есть три поселка. Самый крупный – Курбулик (фото 3), где живут около ста человек. Забавное для русского слуха слово Курбулик переводится с эвенкийского довольно мрачно – «покойники». Одно время поселок так и называли по-русски, но это было слишком зловеще даже для бестрепетного советского сознания, и эвенкийское наименование вернули. А мыс, ограничивающий Курбулицкую губу с севера, и сегодня называется Покойники. Еще есть маленький поселок Катунь (фото 4) и поселок-кордон Монахово.

Монахово тоже небольшой посёлок, но самый полезный для туристов и потому популярный. Это местный транспортный узел: Монахово стоит у самого въезда на полуостров, в нём сходятся автомобильные, пешие и водные маршруты. Большинство микроавтобусов из Усть-Баргузина и Максимихи следуют до Монахова. От поселка начинаются несколько туристических троп. Одна ведет вдоль берега до Чивыркуйской бухты; это 5-6 часов пешком с многочисленными подъемами и спусками. Другая приводит на берег бухты Змеёвая, к источникам. Кроме того, в Монахово стартует водный маршрут вокруг полуострова и по акватории Чивыркуйского залива.

Когда-то Святой Нос был островом, однако со временем наносы песка из соседних рек образовали тонкую перемычку, соединившую его с материком – Чивыркуйский перешеек. По перешейку проложена грунтовая дорога, на которой стоит бурятский жертвенный столб-бурхан. Здесь останавливаются все автомобили, и водитель обязательно делает подношение божеству. Таков забайкальский обычай – остановиться, бросить монету, повязать лоскут на ветку, чтобы почтить Бурхана, бога восточного побережья. Рядом с бурханом стоит небольшая беседка. В беседке есть стол, рядом – туалет и урны для мусора.

Про столб-бурхан на перешейке рассказывают байку из недавних советских времен. Якобы местный парторг ехал однажды с друзьями мимо святилища Бурхана, и захотелось им всем выпить. Как назло, денег в кошельке не хватало. Можно было бы, конечно, взять несколько смятых рублевых купюр у основания деревянного идола, но адепт научного атеизма опасался мести божества. Друзья подкинули оригинальную идею: взять у Бурхана в долг. На том и порешили. Парторг набрал необходимую сумму, написал расписку – «обязуюсь вернуть», придавил ее камнем и радостно помчался к ближайшему ларьку. Как назло, следом проезжал другой местный начальник, который расписку и обнаружил. В итоге парторг лишился должности – не иначе как из-за гнева Бурхана.

рейтинг: 
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
[related-news]
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: {related-news}
[/related-news]
Оставить комментарий
  • Сегодня
  • Читаемое
  • Комментируют

Подписка на новости

Нажав на ссылку ниже, Вы перейдёте к оформлению подписки и будете получать на ваш E-mail письма с информацией о новых статьях, размещенных на сайте.