Авторизация все шаблоны для dle на сайте newtemplates.ru скачать
 

Успенская церковь (Кондопога)

  • Успенская церковь (Кондопога)
  • Успенская церковь (Кондопога)
  • Успенская церковь (Кондопога)
  • Успенская церковь (Кондопога)
  • Успенская церковь (Кондопога)
  • Успенская церковь (Кондопога)
  • Успенская церковь (Кондопога)
  • Успенская церковь (Кондопога)

Успенская церковь в Кондопоге, КарелияУспенская церковь в Кондопоге построена в 1774 году на том месте, где «исстари была церковь». И не единожды (подробнее об истории церкви в Кондопоге). Церковь поставили в память по крестьянам, погибшим в народных восстаниях 1769-1771 годов. Царские войска утопили Кижи и Кондопогу в крови. Оставшиеся в живых четыре года собирали средства, чтобы поставить в помин душ Успенскую церковь — стройную и аскетичную, в лучших традициях русского деревянного зодчества. Стоит она на берегу Онежского озера, своим силуэтом напоминая женский, как когда-то бабы стояли над водой, оплакивая погибших мужей, братьев и сыновей...

С точки зрения архитектуры, Успенская церковь – это восьмерик на четверике с трапезной. Чисто местный, прионежский тип с характерными особенностями – фронтонным поясом на восьмерике и расширением центрального столпа к верху. Благодаря этому при взгляде снизу башня-шатер как бы увеличивается в размерах и поражает мощью. Поэтому и кажется Успенская церковь такой величественной, когда подходишь к ней ближе.

В XIX веке на средства прихожан рядом с Успенской церковью возвели деревянную колокольню и зимнюю церковь во имя Рождества. То есть, это был традиционный для Севера погост-тройник, каких сейчас осталось наперечёт.

В двадцатые годы XX века Онежская экспедиция под руководством Игоря Эммануиловича Грабаря осмотрела Успенскую церковь и поставила её под охрану, как памятник архитектуры. Возможно, это стало спасением храма от разрушения. Двум другим сооружениям повезло меньше. Колокольню разобрали в 30-е годы, зимний храм существовал до 1960 года. Сегодня их можно увидеть только на фото. (фото 2) Сейчас осталась одна Успенская. Хотя и она заметно кренится.

В наше время Успенская церковь является музеем с редкими богослужениями, и её можно посетить, купив билет.

Церковь вблизи производит такое монументальное впечатление, какое вызывают далеко не все каменные храмы.

Старые лики святых встречают уже на крыльце. (фото 3) Вот раскрыты синие двери в трапезную (фото 4). А внутри, подготовленного туриста ждёт культурный шок – он увидит то, чего и не думаешь встретить в православном храме. (фото 5)

Все замечают, что два столба в трапезной «держащие» на своих «руках» потолок, похожи на статуи. Мозг тут же предлагает ассоциацию – на атлантов похоже... На самом деле всё намного интереснее. Спросите у экскурсовода – это языческая Мокошь!

Мокошь (или Макошь) – языческая богиня судьбы, ткачества и всего бабьего. Связь Мокоши с прядением и ткачеством явственно прослеживается в народных обрядах и поверьях: запрещалось оставлять кудель, а то «Мокоша опрядет», прясть и ткать в святой день Мокоши – пятницу. Бабы, которые не соблюдали правило, могли пострадать – Мокошь могла исколоть лицо спицами или веретеном, спутать пряжу, сломать станок, натравить на бабу своего друга – домашнего кота, чтобы тот оцарапал.
Мокошь описывалась как высокая длиннорукая женщина, прядущая по ночам в избе, любящая котов и хороших хозяек. Мокоши также отводили роль проводницы душ в навь после кончины. Цвет смерти в старину, кстати, синий. И синего в Успенской церкви достаточно.

А ещё сама Мокошь выкрашена в синюю краску. Краски, кстати, натуральные и старинные. Синий замешивали на основе из черники. Красный и коричневый – с охрой и озёрной глиной. Как и положено, у Мокоши три пряденых пояса – доля, недоля и сва.

Стоя внутри трапезной Успенской церкви чувствуешь себя очень комфортно и это чувство замечали многие туристы. Может, просто место намоленное?

Со стен смотрят старые иконы. (фото 6) К освящению церкви написали иконы и список с чудотворной Тихвинской иконы Богородицы. В ХХ веке список был проткнут штыком, позднее отправился на реставрацию и был утерян на несколько десятилетий, но теперь, говорят, вернулся в родные стены.

В самом храме чувствуется та же домашняя уютность, исходящая то ли от старинных стен и словно дышащего пола, то ли от этих шитых вручную полотенец, в том числе домотканых (фото 7). Судя по возрасту некоторых, эти ткачихи уже давно ушли вслед за нитью Мокоши.

Самое большое богатство храма – расписное «небо». (фото 8) Оно единственное в своём роде в действующей церкви. Стоит задрать голову и можно любоваться довольно редким сюжетом: «Великий вход» в небесной литургии, великим архиереем которой является Иисус Христос. В центральном круге он изображен стоящим перед престолом в архиерейском облачении. В шестнадцати иконах-секторах изображены архангелы и ангелы, выносящие священные сосуды и предметы, их осеняют херувимы и серафимы. Они как бы идут по кругу с запада на восток. В четырёх углах «неба» изображены святые евангелисты.

Эта композиция подчёркивает единство небесной и земной литургии. Росписи выполняли на отдельных иконных щитах и уже готовыми собирали в потолки конусообразной формы.

Удивительное место. Если дороги приведут вас в Карелию, загляните в Кондопогу хотя бы ради старинной Успенской церкви, в которой уже несколько веков потолок с хороводом ангелов опирается на длинные руки Мокоши.

История Успенской церкви в Кондопоге

Первая церковь в селе Кондопога упоминается в 1563 году. Тогда это была граница четырёх новгородских боярских земель, поэтому шуйские и кижские крестьяне относили её к своему погосту. Однако, во время Ливонской войны в 1583 году церковь была сожжена шведами.

В 1585 году на месте разрушенной, была возведена новая деревянная церковь. В ней было три алтаря, что нехарактерно ни для предшествующей, ни для последующей построек. Исследователи объясняют этот факт значительными разрушениями в окрестных деревнях и вероятным объединением крестьян для возведения нового общего храма. Основной придел был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, в то время как боковые могли быть посвящены другим почитаемым святым.

На рубеже XVII века земли, на которых располагался храм, и близлежащие угодья были переданы Вашеосгровскому монастырю. В этот же период по Прионежью прокатилась новая волна смуты. Земли подвергались набегам шведов и тихвинских казаков, первые были призваны Василием Шуйским для помощи в войне с Польшей, вторые поддерживали притязания лжегосударя на престол. Скорее всего вторая Успенская церковь была так же варварски уничтожена, как и первая.

В писцовых книгах 1616-1619 годов встречается описание третьего храма в Кондопоге. Упоминается тёплая шатровая церковь с трапезной и колокольней. Исходя из этого, можно утверждать, что в начале XVII века церковь Успения Пресвятой Богородицы стала центром общественной жизни крестьян Прионежья. Наличие трапезной говорит о том, что здесь собирался волостной мир для решения вопросов общины и обсуждения государственных дел.

XVIII век был периодом расцвета для Кондопоги. В 1714 году встречается первое упоминание о Кондопожском погосте, как о самостоятельной единице. Во второй половине столетия здесь пролегал путь на Олонецкие заводы, из Тивдии и Белой Горы на кораблях перевозили мрамор в Санкт-Петербург, а также сырьё для металлургических предприятий Петрозаводска.

Датой строительства четвёртой церкви, дошедшей до наших дней, считается 1774 год. Новый храм был построен также на средства прихожан, имел высоту 42 метра и вполне мог выполнять функции своеобразного маяка на берегу Чупской губы, подавая сигналы кораблям, идущим по Онежскому озеру.

Интересен тот факт, что это вторая по высоте сохранившаяся деревянная церковь, первая находится в селе Пияла Архангельской области.

Как побывать в Успенской церкви

Для желающих посетить Успенскую церковь в Кондопоге, и всё увидеть своими глазами, мы предлагаем список карельских баз отдыха, которые организуют сюда экскурсии.

рейтинг: 
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

  • Сегодня
  • Читаемое
  • Комментируют

Подписка на новости

Нажав на ссылку ниже, Вы перейдёте к оформлению подписки и будете получать на ваш E-mail письма с информацией о новых статьях, размещенных на сайте.